Как пандемия повлияла на психическое здоровье детей.
Дети переносят коронавирус легче взрослых, но страдают не меньше. Подавленное состояние, панические атаки, беспокойство, проблемы с питанием, изолированности от мира с такими симптомами подростки все чаще теперь обращаются к врачам. Ученые из разных стран опубликовали десятки исследований о том, как сказалась пандемия на детях и к каким последствиям может привести в будущем. Условно эти последствия можно разделить на три группы: влияние пандемии на здоровье, на психическое состояние, а также на качество обучения, квалификацию и карьерные перспективы молодежи.
В поле зрения ученых из университета Эссекса, Суррея и Бирмингема в Великобритании попали школьники от 5 до 11 лет. После закрытия школ они стали на 14% чаще, чем в до пандемийный период, неадекватно себя вести, совершать антиобщественные поступки, выражать негативные эмоции, испытывать психоэмоциональные проблемы. Когда в сентябре 2020 года школы возобновили работу, психическое состояние детей было лучше, чем в июне того же года, но хуже ,чем до пандемии.
Еще одна проблема, связанная с психическим состоянием — нервная анорексия среди детей и подростков. Изучение ситуации в шести больницах Канады показало, что при пандемии число таких случаев выросло почти вдвое — с 24.5 в месяц в до ковидный период, до 40,6 во время первой волны. Холли Агостино — руководитель программы нарушения пищевого поведения в детской больнице в Монреаля и ведущий автор исследования, считает, что у детей, страдающих анорексией, и прежде были психологические проблемы, в том числе с собственным телесным образом, а в пандемию они обострились, ведь подавленности и беспокойству, как правило, сопутствуют расстройства пищеварения.
Ученики начальной школы(4-10 лет) страдают больше других. Так исследования Co-Space показали 10-процентный рост эмоциональных расстройств, на 20% выросли гиперактивность и невнимательность, на 35% -поведенческие проблемы. И это всего за два месяца локдауна. Маленькие дети еще не умеют общаться со сверстниками онлайн, и невозможность совместных игр и занятий сильно вредит их психике.
Девочки находятся в группе риска по тревожно-депрессивным расстройствам: по данным упомянутого канадского метаанализа, среди них соответствующие показатели выше средних. Причинами тому биологическая восприимчивость, более низкая самооценка и большая подверженность межличностному насилию.
Верните детям рутину.
Почему это происходит? Прежде всего, детей сильно выбивает из колеи отсутствие распорядка и привычного ритма жизни. С локдауном ушла рутина, а c ней – ощущение стабильности и спокойствия. К этому прибавилось беспокойство за свое здоровье и неясность перспектив. Вместо друзей рядом оказались гаджеты. Использование компьютера превратилось в необходимость. Школьники стали сидеть у экрана в среднем на 3,2 часа в день дольше, и не только за уроками. Получив от взрослых карт-бланш, они с головой ушли в виртуальный мир с его кинофильмами, видеоиграми, социальными сетями. Так вот именно увеличение экранного времени связано с ростом депрессии и беспокойства у подрастающего поколения.
Но есть и хорошие новости, в семьях, где соблюдают распорядок дня, где занимаются с детьми, меньше депрессий и поведенческих проблем. Это защитный эффект сохраняется, несмотря на изменение доходов и другие временные трудности. Вероятно, создание понятной и предсказуемой домашней среды и должно стать решением, способным сгладить воздействие локдаунов на детскую психику, и тогда в большую жизнь не выйдет депрессивное, психически неуравновешенное поколение, потерявшее связь с обществом.
Врач-физиотерапевт В.С. Алексеева