
- Спокойная психологическая обстановка в семье.
- Четкий режим дня.
- Соблюдение единой линии в поведении всех членов семьи в воспитании ребенка
- Устранение всех отвлекающих и раздражающих факторов во время выполнения домашних заданий. 5-минутные перерывы каждые 15-20 минут.
- Конкретная постановка задач. Формулировка должна быть предельно ясной и точной, состоящей примерно из 10 слов. Не стоит давать несколько заданий сразу, например, «иди в свою комнату, убери игрушки, потом помой руки и приходи обедать». Разбейте задание на пункты и последовательно просите выполнить каждый.
- Временные рамки. Выполнение задания должно быть ограничено конкретными временными рамками. О смене вида деятельности ребенку нужно сообщать заранее – за 15-20 минут, а об истечении срока выполнения задания пусть его оповестит будильник или таймер.
- Определите рамки и конкретные критерии поведения. Придумайте знаковую или балльную систему вознаграждения, например, отмечайте звездочкой каждый хороший поступок, а за определенное количество звездочек дарите ребенку игрушку или сладости. Можно завести дневник самоконтроля и отмечать там вместе с малышом его успехи в саду, школе или дома.
- Устные инструкции стоит подкреплять визуально. В этом поможет красочный ежедневник, куда вы вместе с ребенком будете записывать время приема пищи, выполнения домашних заданий, прогулок, сна.
- Детям должно быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму
- Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца.
- На примере относительно простых дел нужно научить правильно распределять силы
- Научить ребенка управлять собой. Контролировать свои эмоции ему помогут «агрессивные» игры. Табу: «Хочешь бить — бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)». Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами. Ему просто необходимо выплескать наружу, научите его это делать.
- Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным скоплением людей (магазинов, рынков и т.д.)
- «Движение – это жизнь». Недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сделать естественную потребность ребенка потребность ребенка поиграть в шумные игры, побегать.
- Иногда нарушение поведения могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями.
Зав. неврологическим отделением УЗ «ГОДКБ» Т.Н. Домаренко