Внимание! Гиперопека!

Все родители желают дать своим детям только самое лучшее. Но даже самые идеальные и любящие мамы и папы не всегда застрахованы от ошибок в воспитании.

Гиперопека – чрезмерная забота о детях. Она выражается в стремлении родителей окружать ребенка повышенным вниманием, защищать его даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать около себя, обязывать поступать определенным, наиболее безопасным, по мнению родителей способом. Таким образом, родители полностью лишают возможности научиться преодолевать трудности самостоятельно, делать выбор, находить решения.

Типы гиперопеки

Потворствующая гиперпротекция или культ личности.

Основное чувство родителей в этом случае – любовь, причем безмерная. Папа и мама не могут адекватно оценить качеств и умений ребенка, на словах преумножая те, что есть, в разы: малыш самый умный, красивый, спортивный и талантливый. При этом «одаренного» ребёнка всячески опекают, чтобы избавить от возможных затруднений и удовлетворяют любые прихоти – бытовые вопросы родители берут на себя, чтобы оградить его от тягот и забот, а он сконцентрировался на успехах и достижениях. Проступки и шалости ребенка не замечаются.

Доминирующая гиперпротекция.

Взрослые требуют от своего ребенка абсолютного подчинения и исполнения всех указаний. Этот тип полная противоположность предыдущему варианту, ведь забота здесь представлена не вседозволенностью, а настоящей диктатурой. Без родительского согласия ребёнок не может ступить и шагу.

Основным чувством родителей выступает страх, страх за здоровье ребёнка. Однако родители не оценивают реальности угрозы. Например, ребёнку не разрешают кататься на велосипеде и лазить по деревьям (вдруг упадёт), потом ограждают от «подозрительных» друзей (они научат плохому), затем его сопровождают в садик, а потом и школу, причем и в старших классах. Дома все также подвергается контролю: что ребёнок ест и когда, что надевает, какими игрушками играет.

Эти виды гиперопеки объединяет одно – ребёнок становиться заложником, лишенным хоть какой-то самостоятельности и возможности научиться чему-то на собственном опыте.

Причины гиперопеки

Основными причинами, способствующими развитию гиперопеки выступают:

  • Тревожная мнительность. Тревога, постоянное предчувствие беды, опасности, богатое воображение, рисующее сцены падения, ушибов.
  • Перфекционизм. Стремление стать идеальной мамой, иметь послушного, умного ребенка.
  • Потребность самореализации. Гиперопека компенсирует профессиональные, карьерные, личные неудачи.
  • Чувство вины. Ребенок вызывает враждебность, неудовлетворенность, разочарованность. Неприемлемость чувств порождает переживание вины, компенсируемое гиперопекой.
  • Инертность отношения родителей. Неумение адаптироваться, приспосабливаться к взрослению малыша становится причиной гиперопеки.
  • Недостаток любви, признания. Отношениями с ребенком родитель компенсирует жизненные неудачи – увольнение, развод, ссоры с друзьями.

Что делать?

Рекомендации родителям

1.     Не требуйте принятия правильного решения в той или иной ситуации. Помните: все люди ошибаются, и только так они учатся не повторять ошибок. Позвольте ребенку набираться собственного жизненного опыта.

2.     Уважайте желание ребенка и личное пространство. Если ребенок говорит, что не любит лук в котлетах, то не настаивайте, что он ничего не понимает, и лук там вообще не чувствуется. Просто сделайте пару котлет без лука. Не подслушивайте под дверью и не врывайтесь в его комнату без стука

3.     Снижайте контроль до оптимального уровня. Избегайте выражения «мама всегда знает, что для тебя лучше».

4.     Позвольте малышу проявлять самостоятельность (если его действия не будут опасными); Начните предлагать ребенку выбор. Пусть сам учится принимать решения. Например, «я купила бананы и яблоки. Что ты хочешь съесть?».

5.     Поощряйте общение со сверстниками, вмешиваясь лишь в критические моменты. Учите ребенка учитывать мнения и интересы других детей. Объясняйте ребенку причину конфликтов, например: «Ты не поделился игрушкой, вот ребята и обиделись, и поэтому решили играть в другую игру, а ты остался со своей игрушкой один. В следующий раз ты можешь поделиться игрушкой, и ребята будут с тобой играть. Вместе играть веселее»

6.     Ругайте при необходимости, но без унижения достоинства. Оценивайте не ребенка, а его поступок.

7.     Не разговаривайте с ребенком приказным тоном, но и не сюсюкайтесь как с грудным малышом.

8.     Дайте ребенку свободу. Так, пусть сам выбирает друзей и делает домашнее задание. Если будут проблемы, он сам вас попросит о помощи и о совете.


Психолог УЗ «Гродненская областная детская клиническая больница»                                                     А.В. Данильчик