Влияние коротких видеороликов на здоровье ребенка

Короткие видеоролики в соцсетях становятся все более популярными. Но как это влияет на ребенка?По некоторым данным дети 8-12 лет проводят до 6 часов в день, а подростки- до 9 часов в день за их просмотром.


Почему короткие видео популярны:
БЫСТРОТА и ЛЕГКОСТЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ: они не требуют концентрации внимания, это-сжатая информация, яркие моменты, что позволяет быстро получить удовольствие от просмотра.
ВИЗУАЛЬНАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ И ПРОСТОТА: видео сделаны так, чтобы заинтересовать зрителя уже с первых секунд. Не надо вникать, напрягаться, думать. Все просто и понятно.
ДОФАМИН И СЕРОТОНИН: при просмотре коротких видео мозг выделяет серотонин и дофамин, нейромедиаторы, которые ассоциируются с удовольствием, удовлетворением и благополучием. Так мы получаем быстрое удовольствие от небольших доз информации и визуальных стимулов, что вызывает желание смотреть короткие видео снова и снова.
 Главная ловушка коротких видео и быстрого дофамина в том, что другие стимулы, через которые получить удовольствие сложнее, потреблять уже не хочется. Например, не интересно читать книгу или даже смотреть сложное кино, когда можно получить дофамин более легким способом.


Исследования показывают, что короткие видео могут влиять на:
КОНЦЕНТРАЦИЮ ВНИМАНИЯ. Может снижаться концентрация, внимание и обучаемость (в одном исследовании дети, которые проводили больше времени в сети и соцсетях, имели худший результат по математике, изучению языков, академическое выгорание). Сложность завершения начатых задач, хуже самоконтроль.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ. Хуже самооценка, выше частота депрессий и тревожности, тяжелее проявления СДВГ, чаще рискованное поведение. В 1 исследовании дети без симптомов СДВГ развили их после того, как пользовались гаджетами.
НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ: когда мы говорим про короткие видео, то практически невозможно контролировать контент (в отличие, от фильма).
ЗДОРОВЬЕ. Избыток экранного времени может влиять на сон, зрение, подвижность, ожирение. Короткие видеоролики нарушают концентрацию внимания, снижают обучаемость и симптомы депрессии и СДВГ.
А еще избыток экранного времени может ухудшать качество, продолжительность сна и скорость засыпания. При длительном просмотре экрана на близком расстоянии происходит фиксация мышц глаза для фокусировки, что может приводить к большей зрительной утомляемости и дискомфорту. Дети меньше двигаются, повышаются риски ожирения и связанных с ожирением заболеваний. Иногда короткие видео могут быть и полезными (образовательный контент, вдохновение и творчество, отдых). Но взрослым стоит следить за контентом и временем, проводимым перед экраном чтобы обеспечить баланс онлайн и офлайн жизни.

Что делать?
Увы, все сложнее, чем просто «запретить\разрешить». Что рекомендуют специалисты:
— Вести открытый и честный диалог. Не стыдить, не пугать, не шантажировать
— Обсудить и ввести правила использования (класть телефоны подальше от спальни, не смотреть в телефон за столом, обговорить часы использования).
— Придумать совместный досуг и качественное время без экранов.
— Следить за режимом дня, уровнем физической активности и рационом питания.
 
РЕКОМЕНДАЦИИ ЭКСПЕРТОВ ВОЗ:
До 18 месяцев лучше избегать любого экранного времени кроме видео-общения.
Если родители хотят познакомить детей от 18 до 24 месяцев с цифровым миром, то они должны выбирать качественные программы и смотреть их совместно с детьми, помогая детям понять, то, что они видят.
От 2 до 5 лет время перед экраном должно составлять не более часа в день и это должны быть программы высокого качества. Родители должны смотреть телевизор совместно с детьми, чтобы помочь понять им просмотренное и установить связь того, что они видят на экране с реальным миром.
От 6 лет и старше должны быть установлены четкие количественные и качественные рамки.

Родители должны быть уверены в том, что просмотр медиа не замещает собой адекватное количество сна, физическую активность и остальные виды деятельности, нужные для здоровья.

 

Чопко О.В., врач лучевой диагностики кабинета РКД отделения лучевой диагностики УЗ «ГОДКБ»