Развитие речи и слуха у малышей

В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи и слуха, эти функции тесно связаны между собой. Детские, вовремя не замеченные, патологии плавно переходят во взрослую жизнь. Ребенок может демонстрировать некоторые признаки отставания в речевом развитии с самого рождения: отсутствие гуления и лепета в декретированные сроки – в 1 и 4-6 месяцев соответственно, отсутствие улыбки как признака коммуникации и социализации – в 1 мес., повышенный тонус мышц-сгибателей в кулачках, что говорит о нарушении развития мелкой моторики, которая принимает участие в становлении речевой функции. Вот и ждут родители, когда малыш заговорит, а уже отмечались признаки, которые могли бы подсказать, что дело, куда серьезней, чем кажется.   С ребенком надо разговаривать еще в период внутриутробного развития. А после рождения необходимо четко и ясно произносить простые слова, глядя малышу в глаза, «поймав» также и его взгляд. Ротовое сосредоточение – первый признак, что малыш вас слышит и пытается произнести гласные звуки вам в ответ. Это и есть «гуление», когда ребенок протяжно извлекает что-то наподобие: «Агу». Есть определенные нормативы речевого развития, на которые следует ориентироваться родителям и специалистам. Об этом надо знать и помнить, принимать своевременные меры, иначе время будет упущено, и ребенка ждет не только задержка речевого развития, но и отставание в психической сфере тоже.

Для развития речи огромное значение имеет правильное функционирование артикуляции. А для развития правильной артикуляции с первых дней жизни родителям необходимо уметь стимулировать основные безусловные рефлексы.

Сосательный рефлекс – сосание груди, соски или пальца. Эти «предметы» раздражают полость рта, формируя чувствительность рецепторов, расположенных в ротовой полости. Этот рефлекс сохраняется длительно, в течение первого года жизни ребенка. И его надо поддерживать и развивать. Поэтому   установка на отсутствие соски в жизни ребенка не совсем правильная. Это подтверждено самой жизнью.

Хоботковый рефлекс – сокращение круговой мышцы рта при легком прикосновении или поколачивании пальцем по губам ребенка, в результате чего его губы вытягиваются в виде хоботка. Хоботковый рефлекс существует в норме с рождения и до 3-х месяцев. Если он сохраняется дольше, то, возможно, это говорит о каких-то проблемах со стороны нервной системы.

Поисковый рефлекс – легкое прикосновение предметом в области уголков рта вызывает движение угла рта и поворот головы в сторону раздражения. Рефлекс существует до 4-х -месячного возраста.

Ладонно-рото-головной рефлекс (рефлекс Бабкина) – если нажать пальцем на центр ладони ребенка, то малыш открывает ротик. В первые 2 месяца рефлекс Бабкина выражен значительно, но затем начинает ослабевать, а к 3–4 месяцам проходит.

Это основные рефлексы новорожденного, которые принимают участие в формировании артикуляционного аппарата, развитие которого в свою очередь способствует правильному развитию речевой функции. Если вы будете специально стимулировать эти рефлексы, придумывая забавные упражнения, то это будет большим вкладом в становление речи малыша (можно перед кормлением поводить соском груди или соской бутылочки вокруг рта ребенка, около уголков губ, чтобы заставить малыша искать губами источник предстоящего питания; не вкладывайте сосок или ложечку сразу в рот ребенка, поднесите их на расстоянии ото рта 0,5-1 см и заставьте ребенка самостоятельно потянутся губами к «еде»; аккуратно вытягивайте соску изо рта ребенка и вновь предлагайте взять; слегка постучите пальцем, соской по губам ребенка, вызвав   хоботковый рефлекс; нажимайте попеременно на центр ладошки малыша и наблюдайте, как ребенок не только сжимает кулачок, но и открывает при этом свой ротик).

Занятия в нашей сенсорной комнате в игровой форме, а также в форме обучения матерей для продолжения программы в домашних условиях будут способствовать развитию слухового восприятия, физического (неречевого) и фонематического слуха у детей с самого раннего возраста.

Еще на этапе внутриутробного развития звуки входят в жизнь еще не родившегося человека: голос матери, сердцебиение мамы, звуки ее кишечника и др. И с самого рождения ребенка окружают разнообразные звуки: шум дождя, шелест листьев, лай собак, мяуканье кошки, гудки машин, музыка, человеческая речь.

Когда ребенок рождается с последствиями неблагополучных беременности и родов, специалисты по раннему развитию советуют   организовать развивающую среду в первые месяцы жизни малыша   с приглушенным звуком и притушенным светом.  Но для здоровых детей мелодичное окружение создает благоприятные условия для развития слухового восприятия у ребенка.   Головной мозг получает информацию о звуках в виде импульсов, которые «запускают» мыслительные процессы. Но не все звуки одинаково полезны. Если провести дифференциацию характера звуковых стимулов, то на первом месте по положительному влиянию на развитие головного мозга выйдут голос матери, отца и родственников ребенка. И только после них – классическая музыка и мелодичные песни (последние — желательно в «живом» исполнении матери).  Малыши вообще любят слушать, что происходит вокруг них, будь то пение птиц, шум моря или дождя, голоса играющих рядом детей. Люди, у которых хорошо развит слух, отличаются прекрасным восприятием внешнего мира, аналитическим складом ума, нестандартным мышлением и замечательной памятью. Ребенок в возрасте одного-двух месяцев на громкий звук лишь замолкает, настораживается, прислушивается, а на резкие звуки просто пугается и плачет. Здесь пока играют роль лишь рефлексы. Важным шагом в развитии слухового восприятия у ребенка является умение находить источник звука. В 3-4 месяца малютка поворачивает голову на ваш голос, звук погремушки или иного предмета, который находится вдали от ребенка и расположен от уха малыша в разных направлениях и на разных расстояниях. Когда малыш находит источник звука, он начинает улыбаться и радоваться, здесь проявляется так называемый «комплекс оживления». Периодически устраивайте и занятия по развитию слуха у ребенка. Погремите погремушкой слева или справа, снизу или сверху над головой крохи. Пусть он определит источник звука и потянется к нему руками, пытаясь взять.   Одна из рекомендаций по развитию слухового восприятия у ребенка, а также по раннему развитию речи, – как можно больше с ним разговаривать (но не 24 часа в сутки!). Когда малютка слышит родную речь, когда мама с ним разговаривает, он смотрит, как общаются взрослые, у него постепенно происходит понимание, как соединяются звуки.

Не пренебрегайте этими советами, занимайтесь с собственным ребенком. Это будет очень хорошим профилактическим мероприятием с самого рождения по предупреждению задержки   речевого развития и слуха.       

Врач- анестезиолог — реаниматолог Крайняя А.Ф.